lengvizd (lengvizd) wrote,
lengvizd
lengvizd

Category:

вильдеман (ленгвиздика, бонистика и шизоистория)

Что и кого изображают на монетах, начиная с глубочайшей древности? Казалось бы ответ очевиден: во первых, людей (в основном, государственных деятелей) и, во вторых, животных, распространенных в стране, чеканящей монету. Ничего другого на монетах, в силу их сравнительно небольшого размера, качественно изобразить невозможно. Узнаваемая, знаковая местность или известное здание появиться на деньгах может, но это, скорее, редчайшее исключение. А вот людей, жителей страны – эмитента, в национальных костюмах на монетах изображают. Голова индейца в султане из перьев, китаец в панаме и с мотыгой, негр в набедренной повязке, самурай с кривым мечём, на денежных знаках встречаются. Это факт - на монетах рисуют людей в национальных костюмах. Но, только людей в национальных костюмах той страны, в которой эти деньги имеют хождение.

вильдеман 1

Изображать жителя другой страны никто не станет. Африканские страны рисовать на своих деньгах китайца не будут. Равно и китайцы не будут изображать на юанях индейца или негра.

Этот, казалось бы, очевидный факт, как ни странно, опровергает просвещенная Европа в позднем средневековье. Массовым сюжетом на монетах центральной Европы становится Вильдеман (по-немецки «дикий человек») - детина, обросший бородой и волосами, в набедренной повязке из листьев, вооруженный копьем или стволом дерева (причем с корнями и кроной). Этот факт как-то не особо озвучивается в истории нумизматики, хотя монет с его изображением сохранилось много, и они вполне доступны для изучения (доступны, к слову, не только монеты – вспомним европейские сказки, Шарля Перро, например, - они просто изобилуют людоедами, то есть, теми же дикарями, вильдеманами. Можем - ли мы вспомнить хотя - бы одну русскую или украинскую сказку про людоедов?). Видимо, наличие на средневековых (и даже позднее!) монетах дикаря с явно европейскими чертами лица, больно бьет по представлениям об Европе, как колыбели современной цивилизации.


вильдеман 4

Вопросы появляются: кто такой Вильдеман, почему его так много рисовали, за какие заслуги ему почет такой. Разные мысли ненужные возникают: а не рисовали ли, дескать, монетные мастера то, что видели, а если рисовали что видели, то где же они этого дикаря видели: ежели в Африке или в Америке, то почему с бородой – густая борода растет только у европейцев. А уж если они дикарей в Европе видели, то и подумать получается страшно: наука, культура, географические открытия, а тут на тебе – в самом центре этой самой культуры в 15 – 17 веках стада европейцев ходят, вооруженные вырванными с корнем молодыми березками.

вильдеман 3

Впрочем, возможно, в Европе в 15 – 17 веках и не было уже настоящих дикарей, как было это несколькими столетиями раньше, до прихода римских легионов. Возможно, Вильдеман это просто деклассированный элемент, что-то вроде средневекового бомжа. Спился, работать не хочется – пошел в лес[1]. Климат в Европе довольно мягкий, большую часть года можно ходить в набедренной повязке. Лесов было еще много, зверье водилось, да и прохожие по лесу ходили не всегда с оружием. Лесные разбойники в Европе того времени известны. В литературе многократно описана «лесная вольница». Робин Гуд, например.     



вильдеман 2

Моя гипотеза: слово Вильдеман может быть объяснено с точки зрения славянского языка. Скорее всего это сложносокращение, где первая часть – славянский корень ВИЛ[2] (русское ВОЛЯ, польское WOLA, украинское ВИЛЯ общеславянское. Того же корня что и ВЕЛЕТЬ, но с переогласовкой. Шанский. Боброва. Этимологический словарь. М.1994. стр 46.), а вторая – общеарийский корень, МАН (человек). Впоследствии, общегерманское слово WILL (воля), звучащее, кстати, просто по-славянски, несколько изменилось и превратилось в WILD (дикий), хотя и в славянских языках это значение есть. Сравните, например «вольная природа», то есть именно «дикая природа».


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Словарь нумизмата» Фенглера, Гироу, Унгера. Москва. «Радио и связь» 1993



[1] впрочем, французские просветители, Руссо, например, чуть позже призывали «вернуться к природе, в леса», то есть, Вильдеман может быть их предтечей.

[2] общеславянское. Того же корня что и ВЕЛЕТЬ, но с переогласовкой. Шанский. Боброва. Этимологический словарь. М.1994. стр 46.


Аффтар - Котельников А.Л. "ВИЛЬДЕМАН". 1998.

03.17.2014
Tags: НХ, бонистика, деньги, исстари, историческая аналитика, история, карта мира 18го века, ленгвизд, ленгвиздика, лингвистика, лингвофрики, любительская лингвистика, монеты, новая хронология, филология, фолк-история, шизоверсия истории
Subscribe

  • - - - -

    Ладно, друзья, пошёл я этим шмурдяком ширяться, дай бог здоровья его авторам, да почаще. Не появлюсь в сети в ближайшие дни - считайте коммунистом,…

  • В этот день 6 лет назад

    суровая челябинская пристройка к бараку

  • Аутлуков о принцессах

    - Слышал, Аутлуков - Тимановская в Токио попросила политического убежища? - за моей спиной разговаривают два пенсионера. - Это которая в Белоруссии…

promo lengvizd june 28, 2016 06:07 40
Buy for 10 tokens
- Ну, что, Аутлуков, как дела то? Хозяева то не показывались больше? - Нет. Как последние телеги добра с Домов Комсостава вывезли, так всё. Почитай уж третий месяц как в самостоятельном плавании. - И народ не догадывается? - Нет. Мы же на отшибе. Кругом колючка под напряжением и старые…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • - - - -

    Ладно, друзья, пошёл я этим шмурдяком ширяться, дай бог здоровья его авторам, да почаще. Не появлюсь в сети в ближайшие дни - считайте коммунистом,…

  • В этот день 6 лет назад

    суровая челябинская пристройка к бараку

  • Аутлуков о принцессах

    - Слышал, Аутлуков - Тимановская в Токио попросила политического убежища? - за моей спиной разговаривают два пенсионера. - Это которая в Белоруссии…