«…Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным. Следственно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова. Цель его — характеры и резкая картина нравов. В этом отношении Фамусов и Скалозуб превосходны. Софья начертана не ясно: не то - - - - -, не то московская кузина. Молчалин не довольно резко подл; не нужно ли было сделать из него и труса? старая пружина, но штатский трус в большом свете между Чацким и Скалозубом мог быть очень забавен. Les propos de bal {См. перевод}, сплетни, рассказ Репетилова о клобе, Загорецкий, всеми отъявленный и везде принятый, — вот черты истинно комического гения.— Теперь вопрос. В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: ГРИБОЕДОВ. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Всё, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому под.* Кстати что такое Репетилов? в нем 2, 3, 10 характеров. Зачем делать его гадким? довольно, что он ветрен и глуп с таким простодушием; довольно, чтоб он признавался поминутно в своей глупости, а не мерзостях. Это смирение черезвычайно ново на театре, хоть кому из нас не случалось конфузиться, слушая ему подобных кающихся? — Между мастерскими чертами этой прелестной комедии — недоверчивость Чацкого в любви Софии к Молчалину прелестна! — и как натурально! Вот на чем должна была вертеться вся комедия, но Грибоедов видно не захотел — его воля. О стихах я не говорю: половина — должны войти в пословицу….».
То есть, смотри, майор: всё на поверхности. Грибоедов описал классический любовный треугольник. Муж вернулся из командировки, он любит её, она любит другого, а другой никого не любит. Пушкину это было ясно, современникам его это было ясно, цензорам, допускавшим постановку "Горя от ума" по всей России было ясно, и только, Гончаров, через много лет нашел в ней критику царизма. Вот перечитал я надысь "Мильон терзаний" - ну, совершенно бездоказательная статья. Куча соплей, гипербол и аллегорий, и все бездоказательны. Ни один тезис не подкреплен надежной цитатой из текста! А мы и наши дети изучая это произведение, начинаем с глупых и лживых статей в учебниках, написанных по мотивам Гончарова. И, к тому моменту, когда надо читать саму пьесу, у нас в уме уже сложилось представление о ней, и читать уже не хочется, а если и читаем, то не хочется думать. Это вообще, хорошая иллюстрация к вопросу об изучении первоисточников. Мы их не читаем. Мы читаем учебники, и, когда в первоисточниках, случайно, находим нечто, что противоречит нашим представлениям, индуцированным учебниками, говорим себе: "Геродот ошибался, вон ведь, у Рабиновича все ясно и логично описано...".
Да, Грибоедов жёстко и гениально прошелся по фамусовскому обществу. Камня на камне от него не оставил. Наизнанку блйадей вывернул - ни один не отмоется. Но, есть там политическое противостояние старой, отживающей системы и новых идей? Да нет же! Даже в знаменитом 1 явлении 2го действия, где Фамусов закрывает уши и называет Чацкого карбонарием, Чацкий не говорит ничего такого, чего не говорили бы и другие действующие лица. Риторика Чацкого практически неотличима от риторики Фамусова. К чему призывает Чацкий - выгнать поганой метлой парикмахеров - французов с их тупыми книжками и галантерейными лавками и начать жить русским умом. Но ведь и Фамусов говорит о том же самом едва ли не теми же словами!!!
Сам Грибоедов, если мне не изменяет память, называл умным человеком Софью. Будет время - пороюсь, поищу цитаты. На мой взгляд, действительно, именно Софья и получила горе от своего ума: предпочла тихого и предсказуемого бюрократа ленивому, взбалмошному и злобному моту, да обманулась. Бюрократ оказался жуликом.
начало здесь
и здесь
и здесь
и здесь
и здесь
и здесь
Journal information