А вот оцените эпизод из третьей филиппики. Афинянам предлагается сколотить антифиллиповскую коалицию:
"...(71) ... Так вот, сначала подготовим все это у себя и притом постараемся сделать так, чтобы все это видели, и тогда обратимся с призывом ко всем остальным; будем для разъяснения дела отправлять послов во все стороны, как-то: в Пелопоннес, на Родос, на Хиос, к царю {К персидскому царю.} (ведь и его расчетам не противоречит эта задача - не дать Филиппу покорить все своей власти) - это затем, чтобы, если вам удастся убедить их, они в случае надобности были у вас соучастниками и в опасностях и в расходах, а если это не удастся, то чтобы хоть выиграть время для действий....".
lengvizdika.narod.ru/biblioteka/antichni
Демосфен. Третья речь против Филиппа.
Обратим вннимание на состав коалиции. В неё предлагается включить персидского царя. На каком основании? Бороться против близкого тирана при помощи дальнего? Трудно отделаться от мысли, что, при всей нелюбви к тиранам, Демосфен пытается воспользоваться авторитетом именно СВОЕГО господина, против ОДНОГО ИЗ представителей соперничающего клана, но, опять-таки, в рамках ЕДИНОЙ пока ещё империи. Вспомним СССР конца 80 - начала 90х. Каких только диковенных альянсов не планировалось против раздаривателя суверинитетов Ельцина. В том числе, и альянсов, пытавшихся опереться на авторитет "царя", всеми тогда уже нелюбимого Горбачёва. Похоже, перед воцарением Александра, ситуация была аналогичной - региональные князьки разыгрывали свои карты, тянули одеяло на себя, а легитимный император, слабый и безвольный, не смог удержать в руках зашатавшуюся империю.
lengvizdika.narod.ru/istoricheskaya_anal
Journal information